Почему так сильно шумит двигатель самолета

Почти каждый из нас вздрагивал, когда низко промчавшийся самолет вдруг обдавал нас своим шумом. Но, чтобы полностью оценить всю силу шума, создаваемого авиационным двигателем, нужно постоять около самолета во время пробы двигателей. Ужасный рёв оглушит вас, ударив по барабанным перепонкам, заставив забыть обо всем на свете. Что же является источником этого шума? Почему так сильно шумит двигатель?

http://poletivspb.ru/articles/etapy-poleta-samoleta-vzlet-polet-i-posadkaВ реактивном двигателе этот рев создает вырывающаяся струя выхлопных газов. С бешеной скоростью она увлекает за собой слой окружающего воздуха, заставляя ошалело метаться воздушные частицы.

Поэтому вокруг струи происходит колебание давления воздуха во всех точках сразу.

Именно это мы и воспринимаем как шум. Сила шума в огромной степени зависит от скорости истечения газов. Стоит только газам вырваться из сопла двигателя всего на десять процентов быстрее, как сила шума увеличивается больше чем вдвое.

Виноват в образовании шума и компрессор. Воздух, обтекая его лопатки, завихряется, снова становясь источником шума. И лишь незначительный шум исходит от самого двигателя, от его вибрирующих и трущихся частей. У поршневых самолетов шумит в основном воздушный винт.

Так что источником шума являются не столько сами двигатели, сколько взвихренный и взбудораженный ими окружающий воздух.

Джеймс Уатт как-то сказал: "Шум пробуждает у невежды представление о силе". В нашем случае ирония ученого неуместна. Шум реактивного двигателя пробуждает представление о силе и у знающих людей: ведь в шумовую энергию переходят от одного до трех процентов мощности двигателя. Так что чем сильнее шумит двигатель, тем он мощнее! Шум - это первый признак силы реактивного двигателя.

Но шум - вещь коварная. Это враг человека. Он и раздражает, и оглушает, понижает работоспособность, утомляет. Шум даже вызывает нервные заболевания. Вот почему сейчас ведется большая работа по понижению шума, в частности шума самолетов.

Сейчас введены ограничения на шум, так называемый максимальный уровень шума, создаваемого внутри самолетных кабин и окружающей среде. Например, в пассажирских кабинах самолета за норму принят такой шум, при котором собеседники, сидящие рядом, могут разговаривать, совсем не повышая голоса.

Ограничен уровень шума и на местности, где совершается полет. Так, в лондонском аэропорту даже установлены специальные станции, регистрирующие силу звука двигателей пролетающих самолетов. Летчики обязаны лететь над ними на трехсотметровой высоте, чтобы станции могли зафиксировать уровень шума, исходящего от самолетов.

Как уменьшить шум двигателей самолетаВы спросите, а как можно уменьшить шум? Для этого возможности есть. Во-первых, пытаются создать малошумный самолет, ставя на двигатели глушители.

Во-вторых, пытаются уменьшить скорость реактивной струи. В-третьих, стараются выбрать для двигателей на самолете такое место, на котором они создавали бы наименьший шум.

В Чехословакии, например, создан по заказу Швейцарии малошумный самолет, который, пролетая над горами, не должен шумом своих моторов вызывать обвалы камней и снежных лавин.

Сейчас повсюду летчики пилотируют самолеты так, чтобы как можно меньше беспокоить шумом население, и нет сомнения в том, что достижения в самолетостроении со временем приведут к тому, что сила шума, создаваемого пролетающей авиамашиной, будет сведена к минимуму.